Практически каждый владелец свободной квартиры подумывает о том, чтобы сдать ее в аренду. Это отличная возможность перекрыть коммунальные платежи по квартире и получить дополнительный доход. Конечно, сдавая жилую недвижимость незнакомым людям, всегда хочется подстраховаться от различного рода неприятностей. Лучший способ этого добиться – сдать квартиру по договору официально, в полном соответствии с действующим законодательством.
В чем плюсы легальной аренды квартиры?
Начнем с того, что это абсолютно правильный подход с правовой точки зрения. Именно наличие грамотно оформленного договора найма делает сделку наиболее безопасной для владельца недвижимости.
Преимущества сдачи квартиры по официальному договору:
- вы страхуете себя от финансовых потерь, связанных с возможной недобросовестностью арендаторов. Например, в случае кражи или порчи вашего имущества, указанного в договоре найма, вы сможете взыскать ущерб через суд. Если арендатор затопит соседей, то возмещать причиненный ущерб тоже придется ему;
- вы зафиксируете на бумаге обязанности квартиросъемщика по оплате арендных и коммунальных платежей в четко оговоренные сроки. Таким образом, у него не будет шанса уклониться от платежей. Если арендатор попробует сбежать, не заплатив, у вас также будет возможность решить вопрос в суде;
- вы сможете без опаски и переживаний сдать жилье не только знакомым или родственникам, но и совершенно незнакомым людям. Последнее, кстати сказать, предпочтительнее, если вы хотите получить максимальную выгоду от сдачи квартиры;
- у вас не будет проблем с налоговой инспекцией, поскольку вы сможете вполне официально оформить доход с аренды недвижимости и заплатить подоходный налог, как и положено по закону.
Очевидно, что сдавать квартиру официально намного выгоднее и безопаснее, если вы хотите сохранить в порядке имущество и нервы.
Какие документы потребуются для составления договора?
Договор аренды или найма жилой недвижимости составляется в письменной форме. Для его оформления понадобится подготовить минимум документов.
Для договора потребуются:
- удостоверения личности (паспорта) арендатора и арендодателя или их представителей;
- документы для подтверждения права собственности на недвижимость (регистрационное удостоверение, выписка из ЕГРН);
- нотариально заверенное согласие на аренду от всех владельцев недвижимости, если квартира в долевой собственности. Также очень желательно, чтобы они все присутствовали при составлении арендного договора:
- выписка из домовой книги со списком всех лиц, зарегистрированных на данной жилплощади.
Проще всего воспользоваться типовым бланком договора аренды или найма жилого помещения, который можно без труда найти в сети Интернет.
Какую информацию внести в договор аренды квартиры?
Правильно составленный арендный договор – официальный документ, подтверждающий факт законности аренды жилой недвижимости. В данный документ должна вноситься информация об участниках сделки (паспортные данные), условиях и сроках аренды, правах и обязанностях сторон, и т.д. Чем детальнее вы пропишете в договоре все нюансы сделки, тем меньше вероятность возникновения спорных ситуаций между вами и квартиросъемщиками в будущем.
В настоящее время используются два вида арендных договоров для сдачи квартир:
- договор аренды недвижимости. Применяется в ситуациях, когда вы заключаете сделку с юридическим лицом (например, с фирмой, которая снимает квартиру для сотрудников);
- договор найма жилья. Используется при заключении сделки с физическим лицом.
Оба варианта документов подлежат обязательной регистрации при условии, что заключаются на срок 12 месяцев и дольше.
Итак, что необходимо обязательно внести в договор аренды или найма:
- паспортные данные арендодателя и арендатора;
- информацию о правоустанавливающих документах на квартиру и собственниках;
- точный адрес и характеристики объекта недвижимости;
- размер ежемесячной арендной платы;
- четкие сроки внесения платежей (число, время), а также возможные штрафные санкции за просрочку (если считаете необходимым);
- информация об оплате коммунальных расходов (кто именно оплачивает – арендатор или арендодатель). Лучше всего по пунктам – отопление, электричество, горячая и холодная вода, и т.д.;
- количество будущих жильцов;
- время и порядок посещений владельцем арендуемого жилья для проверки (как правило, 1-2 раза в месяц);
- права, обязанности и ответственность сторон, согласно ГК РФ;
- порядок досрочного расторжения договора аренды или найма;
- порядок возмещения материальных убытков арендодателю, если имелись неправомерные действия со стороны арендаторов;
- какие-либо дополнительные договоренности, не противоречащие действующему законодательству.
Если в квартире имеется имущество (мебель, бытовая техника и др.), то в договор необходимо добавить разрешение на его использование, а также акт приема-передачи с описью всех вещей. Многие арендодатели берут возвращаемый залог, чтобы заранее предотвратить материальные потери от порчи имущества со стороны жильцов.
В качестве дополнительной информации в договоре найма можно прописать данные, служащие для подтверждения платежеспособности квартиросъемщика. Например, справку о заработной плате с места работы с указанием контактов, которые способны подтвердить информацию арендатора.
В целом, при составлении документа не ограничивайтесь стандартными формулировками. Не нужно стесняться детально прописывать все устные договоренности, достигнутые сторонами.
Передача денег в счет аренды
Последний важный шаг при заключении сделки – передача денежных средств в счет оплаты аренды. В настоящее время обычно арендаторы оплачивают на месяц вперед и далее помесячно, хотя по договоренности возможны и другие варианты – например, предоплата за несколько месяцев. Деньги можно передавать не только наличными из рук в руки, но и безналичным перечислением. Последний вариант часто более удобен для арендаторов, поскольку тогда у них на руках остается квитанция. Если же средства передаются наличными, то арендатор может потребовать с вас расписку или составления акта приема-передачи денег. Обязательно напишите не только точную сумму и дату, но и период арендного платежа.
Резюме
Сдавать квартиру в аренду официально не так сложно, нужно лишь внимательно отнестись к выбору квартиросъемщика и правильно составить с ним договор. При этом в документ желательно вписать подробно все достигнутые с арендатором договоренности. И не забывайте про государственную регистрацию договора аренды или найма, если он составлен сроком на 1 год или дольше.